Среда, 01.05.2024, 00:02
Приветствую Вас, Гость

         Образовательные стандарты             

 

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный 

образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

 С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно

познакомиться на сайте http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

 

Что такое Федеральный государственный 

образовательный стандарт дошкольного образования?

 

Федеральный  государственный  стандарт   дошкольного      образования (ФГОС ДО)   устанавливается   в   Российской  Федерации в соответствии с  пунктом  6  части 1 статьи 6 Федерального  закона  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  "Об образовании  в  Российской  Федерации"  и   представляет собой  «совокупность    требований,    обязательных   при      реализации основных    образовательных   программ    дошкольного       образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 

                                                                               

    С чем связано введение ФГОС ДО?

   Введение   ФГОС    связано    с    тем,     что      настала     необходимость стандартизации  содержания  дошкольного образования, для того  чтобы, обеспечить  каждому  ребенку   равные   стартовые    возможности      для успешного   обучения   в   школе.   Однако   стандартизация  дошкольного образования  не предусматривает  предъявления  жестких требований  к детям     дошкольного      возраста,     не    рассматривает     их  в   жестких «стандартных» рамках.                                                                             

Для кого написан ФГОС, с какой целью?

ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, 

воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей: 

•   повышение социального статуса дошкольного образования; 

•   обеспечение  государством   равенства   возможностей   для    каждого      ребенка  в получении качественного дошкольного образования; 

•   обеспечение    государственных   гарантий   уровня  и  качества ДО на основе  единства  обязательных  требований  к  условиям реализации образовательных  программ  дошкольного  образования, их структуре  и результатам их освоения; 

• сохранение единства образовательного пространства РФ относительно  уровня дошкольного образования.                  

Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт? 

•   охрана  и   укрепление  физического  и   психического  здоровья    детей,   в том числе их эмоционального благополучия; 

•   обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого 

ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального  статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 

•   обеспечение преемственности целей, задач и содержания образ ования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

•   создание благоприятных  условий   развития   детей   в   соответствии с  их   возрастными  и  индивидуальными  особенностями и склонностями, развитие  способностей  и   творческого потенциала каждого ребенка как субъекта  отношений  с  самим  собой,  другими  детьми,  взрослыми   и миром; 

•  объединение  обучения  и   воспитания   в   целостный  образовательный   процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 

•  формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование  предпосылок учебной деятельности; 

•   обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом  образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья  детей; 

•  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,  индивидуальным, психологическим физиологическим особенностям детей; 

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО? 

Стандарт выдвигает три группы требований: 

1. Требования к структуре основной образовательной программы   ДО;

  2. Требования к условиям реализации  ООП ДО; 

  3. Требования к результатам освоения ООП  ДО. 

 Что является отличительной особенностью ФГОС ДО? 

В  отличие   от   других   стандартов,   ФГОС     дошкольного образования не  является   основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной  деятельности и подготовки обучающихся. 

Освоение   образовательных   программ    дошкольного       образования не     сопровождается   проведением     промежуточных    аттестаций    и итоговой    аттестации  обучающихся.  

Стандарт    ДО    не       допускает переноса     учебно-дисциплинарной      модели    образования  на  жизнь 

ребёнка    дошкольного    возраста.    Новый     документ   ставит во главу угла   индивидуальный    подход  к   ребенку   через игру, гдепроисходит сохранение   самоценности  дошкольного   детств и    сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном

Какие требования к результатам освоения основной образовательной

программы дошкольного образования устанавливает Стандарт? 

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в   виде     целевых    ориентиров   дошкольного   образования,     которые представляют        собой     социально -  нормативные  возрастные характеристики   возможных достижений   ребенка  на этапе завершения уровня  дошкольного  образования. 

К    целевым   ориентирам    дошкольного   образования   относятся следующие   социальные   и   психологические  характеристики  личности ребёнка  на  этапе  завершения   ДО: 

• инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; 

• способность выбирать себе род занятий; 

• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно  относится к себе и к другим; 

• обладание чувством собственного достоинства; 

• взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• проявление в различных видах деятельности воображения,  фантазии, творчества; 

• подчинение разным правилам и социальным нормам; 

• проявление творческих способностей; 

• способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики); 

• способность к волевым усилиям; 

• проявление любознательности; 

• склонность к наблюдению, экспериментированию; 

• способность к принятию собственных решений. 

Таким  образом,  целевые  ориентиры   представляют  собой   не  оценку достижений    ребенка   в    жестких    рамках:   знания,             умения и навыки, а  представляют   собой   социальные   и     психологические характеристики     возможных    достижений    ребенка.   Важно, чтобы  у ребенка   к   окончанию   подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и  мотивационная  готовность к школе.

Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?

Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо 

создание условий:   кадровых,   финансовых,    материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно- пространственной среды.

Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья. 

   Как изменятся взаимоотношения с родителями? 

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: 

родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. 

  В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана: 

• информировать    родителей (законных представителей) и 

 общественность относительно целей дошкольного образования,  общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; 

• обеспечить открытость ДО; 

• создавать условия для участия родителей (законных представителей)  в образовательной деятельности; 

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании  детей, охране и укреплении их здоровья; 

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; 

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

С ФГОС ДО можно познакомиться на сайте Министерства образования и науки РФ: http://Минобрнауки.РФ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

Федеральный уровень 

1. Конституция РФ. Статья 43. П. 1, 5

2. Федеральный Закон "Об образовании". Статьи 7, 9, 14, 29

3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"

4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Утверждена Президентом РФ 04.02.2010

5. Постановление  Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов"

6. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785)

7. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

8. Приказ № 209 от 24 марта 2010 г.  (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999)  "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

9. Приказ №2357 от 22 сентября 2011 г. "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373"

10. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 " ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ".

11. Письмо Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД-1553/03 "Об оснащении образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"